1.Страдание
при виде непризнанного человеческого достоинства, оскорбленного с умыслом и еще
больше без умысла, – это то, что называют гуманностью.
(В.Г. Белинский 12, 67)
2.Стоит
только немного подумать, и мы всегда найдем за собой какую-нибудь вину перед
человеческим родом (пусть это будет хотя бы та вина, что, благодаря
существующему неравенству людей, мы пользуемся известными преимуществами, ради
которых другие должны испытывать еще больше лишений) – и это помешает нам
посредством себялюбивых представлений о своих заслугах считать себя выше других
людей.
(И. Кант)
3.Возлюби себя как ближнего своего. Поэт
призывал к этому иронически, философ – всерьез, но любовь к себе – это
действительно первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит
самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но
человек, себя совсем не любящий – страшен. Только тот, кто уверенно, без
ломаний любит себя, способен любить других – посмотрите на самых обаятельных,
добрых и открытых людей и вы убедитесь, что это так: они любят себя так
спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением,
им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта
любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие
люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с
самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом.
Ближе всего это к тому, как вы относитесь к себе совсем
ребенком: это мудрое и бесстрашное достоинство живого существа, инстинктивное
ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Вы тогда
еще неосознанно любили в себе весь мир и неповторимую самобытность уникума,
которым в действительности являетесь. Этот узор генов, эта библиотека памяти,
это живое, чувствующее, странное, знакомое, изменяющееся – такого, именно
такого существа никогда раньше не было и больше не будет – и это вы. Каждое
ваше свойство и качество может быть и можно найти по отдельности у кого-то, или
что-то близкое, но сочетание их – только одно среди мыслимой жизни.
(В.Л. Леви ("Искусство
быть собой”))
4.Если жизнь для человека наступает с поры, когда он задумывается
над своими поступками, то с боли за другого человека, с заботы о нем начинается человек.
(А. Макаров 3, 32)
5.Есть
сорт людей, так называемые "моралисты”, которые не умеют думать о других людях
тепло, мягко, человечно. Для них люди – не живые, полнокровные существа, а
марионетки, носители тех или иных принципов.
(Неизвестный автор)
6.Тот,
кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир.
(Э. Фромм 12, 117)
7.Под
гуманностью понимается подлинно доброе отношение человека к своему ближнему. В
этом слове нашло свое выражение наше стремление быть добрыми не только потому,
что это предписывается моральной заповедью, но и потому, что такое поведение
соответствует нашей сущности.
(А. Швейцер 12, 67)
8."Каждая
личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство
для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего
блага” (И. Кант). Это – чрезвычайно сильное требование, ведь речь идет о том,
что благо отдельной личности не просто соразмерно, но даже более значимо, чем
благо всего человечества. Оно может показаться чрезмерным, завышенным, но
история дает массу примеров того, как принесение блага и интересов отдельного
человека на алтарь всеобщего блага, пусть даже самого возвышенного,
оборачивалось неисчислимыми бедами не только для отдельных людей, но и для
общества в целом. С этой мыслью Канта, заметим, перекликаются и знаменитые
слова Ф.М. Достоевского из "Братьев Карамазовых” о том, что всеобщее счастье
невозможно, если во имя его пролита хотя бы одна слезинка ребенка.
(Б.Г. Юдин)